ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. РАННЯЯ ДРЕВНЕРУССКАЯ ДЕРЖАВА (IX – XII в.). РОЛЬ ХРИСТИАНИЗАЦИИ НА РУСИ

 

Очень важно знать, на какой территории жил в древности и живет поныне народ. Большая часть населения России до сих пор живет на территории Восточно-Европейской равнины. Она раскинулась на тысячи километров. Ее границы – это Ледовитый океан на севере, Кавказских хребет и Черное море на юге, Уральские горы на востоке и Карпатские горы, и их отроги на западе. Внутри этого огромного прямоугольника бесконечная равнина, лесные массивы, полноводные реки с многочисленными притоками.
Восточно-Европейская равнина отличалась своим однообразием. Покрыта густым смешанным лесом. Лес защищал от врагов, давал питание, строительные материалы. Он согревал, одевал, обувал. Бревна шли на строительство домов, лучина для освещения изб, лыко для изготовления лаптей. Охотничий промысел, собирание ягод и грибов обеспечивали человека пищей.
Почвы северных лесов – бедные, к югу они переходили в более плодородные. Расчищая леса, люди создавали пашни, сажали хлебные злаки, разводили огороды. Русь благодаря лесу была страной деревянной. Русь часто горела, но быстро отстраивалась.
Россия была еще и речной. Валдайская возвышенность была главным водоразделом страны. На юге стремились – Днепр, Волга, Десна, на севере – Западная Двина. На высоких берегах люди селились, реки кормили рыбой. Вдоль Днепра, Западной Двины, в междуречье Оки и Волги создавались первые русские княжества.
Столь большое государство, как Россия, создавалось не сразу, на это ушли века. Процесс этот был сложен. Открытость границ России сделала с древних времен ее территорию местом постоянных миграций (переселений) народов Европы и Азии. Эта же открытость границ во многом облегчили расширение России за счет соседних земель, окружающих народов. В ходе расширения нашей стране приходилось сталкиваться с другими народами, что порой приводило к длительным, кровопролитным войнам.
Беспредельные открытые пространства, равнины и губили Россию, делали ее легкой добычей завоевателей с Востока и Запада, и помогали ей отвоевывать утраченное.
Народам, жившим на этой равнине, сложно было обособиться. Она сближала и перемешивала их, помогала обмениваться опытом, обычаями и традициями. Природа сама звала их к единению, защите своих интересов.
Особенностью географического положения России стала ее удаленность от морских и океанских путей. Единственный морской берег проходит на побережье Ледовитого океана, который малопригоден в древности для выхода в другие страны. Эта отдаленность русских земель от морских путей с одной стороны, объясняет замедленность развития России, а с другой – дает понимание стремления России выйти, пробиться к мировым центрам, овладеть выгодными торговыми путями.
Россия является одновременно и европейской, и азиатской державой. С Европой Россия была связана языком, религией (христианство). В Азии брались образцы централизованного деспотического управления.
Особенность развития России – отдаленность от центров мировых цивилизаций – Греции и Рима. Особенно это касается северных и северо-восточных районов страны, долгое время отрезанных от мира большими расстояниями, отсутствием выхода к морям и непроходимым лесам.
Большое влияние на жизнь страны оказала – колонизация ее собственным населением. В древние времена из Приднепровья шло движение населения на северо-восток, в будущие Московские земли.
Новгородские первопроходцы осваивали бассейны Северной Двины, доходили до берегов Белого моря, до Предуралья.
С юга людей гнали и страх, когда шло нашествие степняков, и стремление к захвату и освоению земель.
В пору развития крепостного права на окраины государства люди бежали от крепостной неволи – это тоже колонизационное движение. В нем принимали участие и монастыри. Построенные в лесной глуши монастырские обители быстро обрастали населением, становились средоточием хозяйственной деятельности.
Так осваивалась равнина, так росло государство. Россия быстро росла вширь, в то время как ее соседи усваивали и устраивали свои территории.
Центры – Киев, Новгород, Суздальские земли.


Объединение восточнославянских племен под властью Киева существовало 15 крупных племенных союзов.
1.    Поляне – жители полей, центр – Киев.
2.    Словене – на севере от полян, группирующиеся вокруг Новгорода и Ладоги.
3.    Древляне – северо-запад, жители лесов, центр – Искоростень.
4.    Дреговичи – («дрягва» - болото, трясина), на территории Белоруссии
5.    Вятичи – на северо-востоке, междуречья Оки, Клязьмы, Волги, центр – Ростов и Суздаль.
6.    Кривичи – между вятичами и полянами, в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины, центр – Смоленск.
7.    Полочане – (происхождение их имени от названия реки Полота) бассейн реки Западной Двины с притоком Полота, центр – Полоцк.
8.    Северяне – (обитатели северных земель) расселились: реки Десна, Сейм, Сула; жившие к востоку от полян. Центр – Чернигов. 
9.    Радимичи – сосредоточены в бассейне реки Сож и Сейм.
10.    Волыняне – к западу от полян, в бассейне реки Буг.
11.    Бужане - в бассейне верхнего течения Западного Буга (от которого и получили своё название)
12.    Тиверцы – между Днестром и Дунаем, граничившие с землями болгарии.
13.    Уличи - осели между реками Буг и Днестр не доходя к Дунаю.
14.    Белые хорваты – обитавшие в Подунавье и Прикарпатье.
15.    Дулебы - между рекой Буга на западе и правого берега Днепра.

 

Восточно-Европейская равнина перемешивала народы, соединяли их речными и озерными путями, лесными дорогами. 

В районе обитания новгородских словен рядом с вятичами жили угро-финские племена: чудь, мурома, черемисы (марийцы), карелы.

Восточнославянские племена подчиняли своему влиянию малочисленные народы, облагали их данью. Между ними происходили столкновения, но отношения были мирными. Против врага славене и их соседи выступали единым фронтом.

Среднее Поднепровье было наиболее развитым районом. Здесь сосредоточилось большое количество населения, быстрее развивались основные виды хозяйства. Славене занимались земледелием, скотоводством, коневодством, рыболовством, охотой, бортничеством («борть» - лесной улей). 

 

 

В начале IX века ремесла достигли совершенства. В это время зародился путь «из варяг в греки» (т.е. из Южной Балтики к Константинополю).

В первой половине IX века у восточных славян стала складываться «военная демократия» (общественное устройство). Вожди, которые выбирались благодаря своей мудрости стали князьями. В их руках концентрируется все управление племенем. Выделяется воевода – представитель племенного войска. Дружина, которая отделяется от племенного ополчения, становится группой воинов, преданных князю.

Обособляется племенная знать – главы сильных патриархальных семей.

Князья, воеводы, представители знати – в их руках управление, военная сила, опыт.

«Люди-людины» (основная часть племени) – означает «свободный человек», в таком же смысле используется «смерд» - «добрый человек», т.е. зажиточный свободный. Среди «людей» и «смердов» стали выделяться «вои», которые имели право и обязанность участвовать в войске и в народном собрании – вече.

«Мужи» - мужчины, они среди «людей» стояли на высшей ступени; это ручной тяжелый труд. 

«Челядь» - женщины, дети и другие члены семьи подчинялись «мужам». Еще появились «слуги». На нижних ступенях общества были «сироты», «холопы» и «убогие» (нищие люди), они не имели семейных связей. На самом низу находились «рабы», занимались принудительным трудом.

Два русских  государственных центра – Киев и Новгород – стали все более и более выделяться среди крупных племенных союзов восточных славян.

 

 

На рубеже VIII-IX вв. в Среднем Поднепровье зародилось государственное образование, которое стало называться «Русью». Один из полянских князей, Кий вместе братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основали город и нарекли его Киевои, в честь старшего брата. По имени столицы Руси ученые назвали государство Киевской Русью.

 

 

В славянские и угро-финские земли прибыло три брата: Рюрик (сел княжить у словен, в Новгороде), Синеус (в Белоозере)  и Трувор (в Изборске). После смерти братьев Рюрик объединил под своим началом северные, западно-восточные славянские и угро-финские земли. Соперничество за руководство над всеми славянскими землями между Новгородом и Киевом (здесь утвердилась полянская династия) началась сразу после создания этих двух государственных центров. 

 

 

Рюрик умер в 879 году, оставив малолетнего сына Игоря. Все дела в Новгороде взял в свои руки, родственник Рюрика Олег. Он и предпринял поход на Киев. Собрав рать, куда вошли представители всех подвластных Новгороду народов (словени, кривичи, весь, чудь, меря). Олег взял город Смоленск, затем Любеч. Приплыв к Киевским горам, Олег пошел на военную хитрость. Спрятав воинов в ладьях, он послал к княжившим в Киеве Аскольду и Диру весть, что с севера приплыл купеческий караван и просит князей выйти на берег. Ничего не заподозрив они вышли. Воины выскочили из засады и окружили киевлян. Олег поднял на руки Игоря и заявил, что они не принадлежат к княжескому роду. Аскольд и Дир убиты, а Олег утвердился в Киеве. Войдя в город, заявил: «Да будет Киев матерью городам русским». Возникло единое древнерусское государство с центром в Киеве. Произошло это в 882 году.

Олег провел 30 лет на киевском престоле, отодвинув в тень Игоря. Считали, что он является регентом при малолетнем Игоре.

Олег обложил данью – словен, кривичей и другие племена, заключил с варягами соглашение, обязался уплачивать им ежегодно по 300 серебряных гривен, чтобы на северо-западных границах Руси был мир.

На рубеже IX-X вв. Олег потерпел поражение от венгров и тогда между противниками был заключен мирный договор. Стал действовать венгро-русский союз (просуществовал около двух веков).

Олег принимает на себя титул князя всех князей (великого князя). Остальные властители становятся его данниками, вассалами.

В 907 году русская рать во главе с Олегом двинулась на Константинополь. Он приказал воинам поставить ладьи на колеса. 

 

 

При попутном ветре руссы развернули паруса и ладьи понесли к стенам города. Греки ужаснулись при виде этого необычного зрелища и запросили мира. Они обязались выплатить Руси денежную контрибуцию, и ежегодно уплачивать дань; предоставлять для русских купцов продовольственное содержание. Руссы получили право мыться в константинопольских банях, сколько захотят. В знак окончания военных действий и заключения мира Олег повесил свой щит на воротах города.

В 911 году Олег подтвердил свой мирный договор с Византией, был заключен первый развернутый письменный договор между Русью и Византией.

Олег умер в 912 году. Дела его продолжал Игорь, вступивший на престол в зрелом возрасте. После смерти Олега государство стало распадаться, но Игорю удалось предотвратить распад. С печенегами он заключил мир. Русские поселенцы начали продвижение к устью Днепра. Русские владения подступали в плотную к Хазарии, к византийским колониям. Это вызвало негодование Византии. Местное купечество требовало от императора отменить льготы для русских торговцев. Это привело к кровопролитной войне 941-944 гг.

В 941 году Игорь двинулся на Константинополь. Руссы учинили разгром и двинулись к столице, но на подступах были встречены «греческим огнем». Это «страшное чудо» поразило русских воинов. Горели русские ладьи, поражение было полным.

В 944 году Игорь собрал новую рать. Союзники – венгры совершили рейд и подошли к Константинополю. Греки не стали искушать судьбу и запросили мира. Беспошлинная торговля русских в Византии была отменена. Византийцы признали владения Русью территории – устье Днепра, Таманский полуостров.  Русско-византийский союз оказался направлен против Хазарии. Это было выгодно Руси.

Во времена Игоря Русь расширялась. Глубокой осенью князь с дружиной объезжал владения с целью сбора дани. Этот объезд назывался полюдьем, т.е. «ходить по людям». Дань состояла:  меха (брались с каждого дома), мед, лен, продукты питания, одежда. Объезд продолжался с ноября по апрель.

 

 

Умер Игорь в 945 году. Во время сбора дани, он отправил основную часть дружины в Киев, оставшись с «малой» дружиной. Игорь был схвачен и казнен лютой смертью: его привязали к двум склоненным деревьям, а затем отпустили их. 

 

 

В Киеве осталась жена Ольга с малолетним сыном Святославом. На престол взошла Ольга. Она отомстила древлянам за мужа. Они были обложены тяжкой данью. Установила для населения нормы уплаты дани и места, куда она должна была свозиться. Взимать дань должна была княжеская администрация на местах. Это был конец полюдью и начало обложения налогами Русские земли.

В 957 году Ольга отправилась в Константинополь, возглавив многолюдное посольство. Важным вопросом переговоров стало крещение русских княгини.

 

 

К середине IX века почти все крупные государства Западной Европы, народы Балканского полуострова и Кавказа приняли Христианство, одни по римскому образцу, другие – по византийскому. 

Крещение Ольги происходило в храме св. Софии. Ее крестным отцом стал император, а крестил ее патриарх. Ольга приняла в крещении имя Елены, в честь матери Константина Великого, византийского императора.

Вернувшись в Киев, Ольга пыталась склонить к христианству Святослава. Он, будучи ярым язычником, отказал ей.

Язычество – религия, существовавшая у разных народов до принятия христианства или ислама.

 

 

Умирая, княгиня завещала похоронить ее по христианскому обряду. В 962 году Святослав вступил на трон. Он подчинил себе вятичей.

Святослав послал в наиболее важные земли Руси своих сыновей. Старшего сына Ярополка садил в Киеве, когда уходил на войну, второго сына Олега отправил управлять древлянской землей, а младшего Владимира с дядькой Добрыней в Новгород.

В 964 году двинулся в поход на восток, с целью сокрушить старинного врага – Хазарию. Пройдя через леса вятичей нанес удар Волжской Булгарии – союзника Хазарии. Столица – Булгар была взята. Затем русская рать спустилась вниз по Волге и подошла к границам Хазарского каганата.  Удар с севера был неожиданным. Обычно русская рать приходила к Хазарии по Азовскому морю и Дону. Столица Итиль была захвачена. Святослав двинулся к Дону, была взята штурмом хазарская крепость Саркел, которая служила для охраны хазарских границ от русских. Хазария прекратила свое существование как сильное государство. 

Начались нападения на владения Византии. В Киев был послан гонец, с целью уладить отношения между Русью и Византией.

Вызревает план присоединения устья Дуная к Руси. Эти земли принадлежали Болгарии. Летом 967 года русская рать двинулась на юг. Война с Болгарией была закончена очень быстро. Болгары были вынуждены заключить мир, по которому нижнее течение Дуная с крепостью Переяславец отошло к Руси.

«Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце  на Дунае – там середина земли моей, туда стекаются все блага…».  Так Святослав переносит свою столицу в Переяславец на Дунае. Это встревожило Византию. В Константинополе к власти пришел Иоанн Цимисхий. Он потребовал ухода русской рати. Стороны шли к войне.

Первый этап войны русичи выиграли. 

Весной 971 года в дни, когда праздновали Пасху, Цимисхий сделал прорыв через балканский хребет и вышел в Болгарию. Византийская армия блокировала русское войско в дунайской крепости Доростол.

В июле 971 году Святослав вышел из крепости и дал последнее сражение. Был ранен в бою и руссам пришлось отступить. Русский князь запросил мира, который был с радостью принят. По условиям мирного договора руссы должны были покинуть Дунай.

 

 

Русский князь просил византийского императора помочь в походе русской рати через земли, контролируемые печенегами. И греки решили убрать своего опасного противника. 

Цимисхий просил печенегов остановить Святослава во время возвращения его в Киев.

Святослав попытался прорваться в Киев, но на порогах, где руссы перетаскивали свои ладьи, печенеги подстерегли его. Русское войско было уничтожено. Святослав погиб в бою. Из его черепа печенежский хан Куря сделал чашу, оковал ее золотом и пил из нее на пирах. 

 

 

После смерти Святослава, власть в Киеве взял Ярополк. Через три года угроза единства Руси пришла из древлянских земель. Там княжил князь Олег, которому было 13 лет. Вскоре явилась киевская рать  во главе с Ярополком. Киевляне одолели древлян, те бежали. На мосту через крепостной ров произошла давка, в которой погиб князь Олег. Древляне были подчинены Киеву.

Отделиться захотел и Новгород. Узнав о гибели брата, Владимир бежал к варягам. Вскоре собрал большую рать и с варягами двинулся на юг. По пути овладел Полоцком, убил княжившего варяга Рогволда и его сыновей, а дочь Рогнеду насильно взял в жены. 

В Киеве положение Ярополка было непрочным, т.к. он покровительствовал христианам, чем вызвал недовольство дружины (с малолетства находился под большим влиянием своей бабки христианки Ольги). Ярополк не смог собрать войска для борьбы с братом и бежал из города, а потом по совету бояр, перешедших на сторону Владимира, явился к нему на переговоры. Едва он вошел в шатер Владимира, как ту же был поднят на мечи двумя варягами. С 980 года Владимир стал единственным правителем Руси. Он поставил на холме неподалеку от своего дворца статуи языческим богам во главе с Перуном, отдавая должное поддержавшим его язычникам и празднуя свою победу над Ярополком.

 

 

В первые годы правления вел себя как жестокий язычник. Строго наказал противников в Киеве, заставил выйти за себя замуж жену убитого брата, которая ждала ребенка.

Крепкой рукой держал единство Руси.

У Владимира было 12 сыновей. В различные земли посылал сыновей, которые являлись его наместниками. Старшего Вышеслава направил в Новгород, после его смерти послал третьего сына Ярослава, Бориса -  в Ростов (земля вятичей), Глеба – в Муром, Святослава – в древлянскую землю, Всеволода – во Владимир на Волыни, Мстислава – в Тмутаракань на Тасманском полуострове, Святополка (родившийся от Ярополка и усыновлен Владимиром) – в Туров.

Владимир организовал поход  на юго-запад и подчинил города: Перемышль и Червен. Крупное поражение нанес печенегам в 992 году. В честь это победы князь основал город Переяславль (от слов «перенять», «славу»).

Через 4 года печенежская орда подошла в городу Василеву близ самого Киева. Владимир вышел против врагов с небольшое дружиной, но был разбит, и лишь чудо его спасло. Во время бегства он спрятался под мостом, а печенеги проносились над ним. Владимир обещал в случае спасения поставить в Василеве церковь Преображения, т.к. на этот день пришелся этот праздник. Вскоре князь выполнил свой обет.

 

 

Стремясь оградить южные границы Руси от набегов печенегов, Владимир предпринял строительство крепостей. Построил город-крепость Белгород – место сбора русских сил во время нашествия печенегов. Для предупреждения об опасности ввел систему светового оповещения. На высоких холмах стояли сигнальные башни. В момент опасности на башне зажигались сигнальные огни. Эти сигналы передавались от одной башни к другой, и через несколько минут в Киеве уже знали об опасности. Самым важным в противоборстве со степными кочевниками стало привлечение сильных, мужественных воинов, т.е. русских богатырей.

Правление Владимира связано с принятием Русью христианства. Херсонес стал центром христианства во всем Северном Причерноморье. Здесь существовала митрополия, т.е. церковная организация во главе с митрополитом.

Мощное влияние оказали проповеди и просветительская деятельность «славянских апостолов» Кирилла и Мефодия, которых высоко чтили на Руси.

 

 

Русская правящая верхушка понимала необходимость принятия христианства.

1. Этого требовали интересы развивающегося государства.

2. Новая религия с единобожием соответствовала сущности единого государства во главе с монархом.

3. Христианство цементировало семью, требовало гуманного отношения к женщине, матери, детям, и человеку вообще.

4. Помощь в развитие культуры, духовной жизни страны.

Христианство могло отпустить грехи, очистить душу, дать надежду на счастливую жизнь в вечности.

Владимир внимательно выслушивал миссионеров, советовался с боярами и киевлянами, когда мусульманские миссионеры, хваля свою религию, обмолвились, что ислам запрещает употребление вина, Владимир воскликнул: «Руси есть веселье питие, не может бес того быть».

Проповедник из Византии изложил Владимиру смысл православного христианства. Византия стремилась христианизировать Русь, чтобы обезопасить себя от русских набегов. С этой целью начались переговоры Руси с Византией. Была затронута проблема крещения. На этих переговорах Владимир потребовал себе в жены сестру императора Василия II принцессу Анну. Византийцы согласились с требованием Владимира, но предложили ему принять крещение. Он согласился, но они не торопились выполнять договор о браке, Анны и Владимира. 

Владимир собрал рать и в 988 году двинулся на Херсонес и, чтобы взять город, воины Владимира перекрыли водопровод. После этого он послал в Константинополь гонцов и передал с ними, если Анна не приедет к нему в Херсонес, он атакует Константинополь. Анна не хотела ехать, «Лучше мне умереть», но вскоре корабль ее приплыл к берегам Крыма. В Херсонесе Владимир принял  крещение. Вскоре он вернулся в Киев.

Между крещением Владимира и крещением всей Руси прошло немало времени. Вначале крещение приняло население Киева. По приказу Владимира были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. На следующее утро все жители явились к реке. Мужчины, женщины и дети вошли в воду и над ними священники провели обряд крещения. Тут же князь приказал строить церкви. Первая церковь св. Василия была поставлена на холме, где раньше возвышалось изображение Перуна.

Следом за этим началось обращение в христианство других русских городов. Этот процесс занял несколько лет.

Христианизация Новгорода была поручена дяде Добрыне. С трудом вводилось христианство в Ростов.

В 996 году в Киеве было окончено строительство огромного храма Руси – каменного обора св. Богородицы. Строилась и украшалась церковь греческими мастерами. В этот собор Владимир передал церковную утварь и иконы, вывезенные из Херсона. Службу там вели херсонские священники во главе с Анастасом (он помог Владимиру овладеть городом Херсоном). Он встал во главе всей русской церковной организации. На содержание этого храма Владимир дал десятую часть княжеских доходов. С тех пор церковь называется Десятинной.

 

 

Вместе с христианством на Русь пришла грамотность, стали создавать первые школы. Туда могли идти дети из «нарочитых», т.е. богатых. Со страхом и плачем отдавали детей, не понимая для чего все это делается.

Но язычество до конца не сдалось, возникло двоеверие. Христиане молились в церквях, клали поклоны перед домашними иконами, но одновременно справляли языческие праздники. Так коляда слилась с Рождеством Христовым и Крещением; Масленица отмечается перед Великим постом. Это стало отличительной чертой истории русского от других христианских народов.

 

 

 




Добавлено : 20.01.2020 | Просмотров : 370 | Голосов : 10


А ТЕПЕРЬ САМОЕ ВРЕМЯ НЕ МНОГО РАЗВЛЕЧЬСЯ :




Всего комментариев: 0
avatar