В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его сущность, взгляд на мир, на природу, на человеческие отношения. Долгие году русская культура развивалась под влиянием язычества, а с принятием христианства положение изменилось. Новая религия претендовала, чтобы изменить мировоззрение людей.
Письменность, грамотность, школы. Основой культуры является письменность. Она появилась задолго до христианизации Руси. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки.
Христианизация Руси дала толчок дальнейшему развитию письменности. Стали приезжать переводчики из Византии, Сербии. Появились переводы греческих и болгарских книг, церковного и светского содержания. Переводятся византийские сочинения, популярные переводные сочинения «Александрия» (жизнь и подвиги А. Македонского), «Девгениево деяние» (подвиги легендарного героя-акрита Дигениса).
Школы были открыты при церквях со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях.
Грамотность была распространена в городской среде, в кругу богатых горожан, купечества, ремесленников. В богатых семьях учили грамоте и мальчиков, и девочек.
Были распространены берестяные грамоты и граффити.
Граффити выцарапывали на стенах церквей любители излить душу, среди этих надписей – размышления о жизни, жалобы, молитвы. Даже однажды Владимир Мономах нацарапал на стене Софийского собора в Киеве: «Ох, тяжко мне» - и подписался христианским именем Василий.
Летописи. За составление летописей, т.е. погодных изложений событий, брались люди самые грамотные, знающие, мудрые, способные не просто изложить разные дела, но и дать им объяснение. В церквях и монастырях обретались самые грамотные люди – священники и монахи.
Летопись была делом государственным. Летописание появилось на Руси после введения христианства.
Первая летопись была составлена в конце X века. Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром, когда он объединил Русь, заложил храм св. Софии
Составитель летописного свода выступал как автор и редактор, это высоко ценилось киевскими князьями.
Летописный свод «Повести временных лет» был создан митрополитом Иларионом, который писал его под именем монаха Никона.
В своей летописи Нестор поставил вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить». Происхождение Руси он рисует на фоне всей мировой истории. Летописец развертывает широкую панораму исторических событий, целая галерея исторических деятелей (князья, бояре, посадники, купцы и др.). Летопись была проникнута чувством единства Руси.
Летописные своды появились в Киеве, Новгороде, Владимире-на-Клязьме, Пскове, Смоленске, Чернигове, Галиче. В каждом из них отражались особенности истории своего края, выносились собственные князья.
Литература. Древнерусская литература развивалась вместе с летописанием. У людей появилась потребность донести до читателя свои взгляды на жизнь.
Первым известным автором литературного произведения на Руси стал митрополит Иларион. Он создал «Слово о законе и благодати», в котором изложил свое понимание места Руси в мировой истории.
«Слово» объясняло смысл крещения Руси, роль русской церкви в истории страны.
Во второй половине XI века появляется литературно-публицистическое произведение «Память и похвала князю русскому Владимиру» монаха Иакова. В это же время создаются «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси», «Сказания о Борисе и Глебе».
В последней четверти XI века начинает работать над своими сочинениями монах Нестор. Он создал знаменитое «Чтение о житии Бориса и Глеба».
В XII веке возникают новые жанры литературы. Владимир Мономах пишет свое «Поучение детям», ставшее одним из любимых чтений русского народа. Он опирался на христианские ценности.
Игумен Даниил создает «Хождение игумена Даниила в святые места». Он описал подробно весь свой путь, около гроба Христа отпел 50 литургий «за князей русских и за всех христиан».
В конце XII века появилось «Слово», а вначале XIII века - «Моление» Даниила Заточника. Побывав в заточении, он размышляет о смысле жизни, об идеальном правителе.
Митрополит Климент Смолятич в «Послании» священнику Фоме воссоздает образ высоконравственного человека. В «Притче о человеческой душе» (конец XII века) епископ Кирилл дает свое толкование смысла человеческого бытия, рассуждает о постоянной связи души и тела.
«Слово о полку Игореве» - это поэма эпохи, это призыв к единству Русской земли, рассказ о мужестве русичей, плач по погибшим, размышления о месте Руси в мировой истории.
Архитектура. Деревянная архитектура принадлежит к Руси языческой, а каменная связана уже с Русью христианской.
Для деревянной архитектуры характерна многоярусность строений. Художественная резьба по дереву – традиционное украшение русских деревянных строений.
Первые русские храмы были построены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями.
Затем на Руси были построены многокупольные храмы с толстыми стенами и маленькими оконцами.
С именем Андрея Боголюбского связана постройка Успенского собора во Владимире, расположенного на берегу реки Клязьмы.
При нем было создано чудо русской архитектуры – храм Покрова на Нерли. Это небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня.
Одновременно строились храмы в Новгороде, Смоленске, Чернигове, Галиче, Пскове. Характерной чертой русской архитектуры стала украшающая сооружения резьба по камню, другой чертой стало сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом.
Искусство. Древнерусское искусство – это живопись, скульптура, музыка. Резчики по дереву, камнерезы создавали скульптуры языческих богов. Живописцы разрисовывали стены, музыканты играли на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали народ.
Церковное искусство – это воспеть Бога, подвиги апостолов, святых. Прославился печерский монах-живописец Алимпий. Иконописание было главным средством его существования.
С иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика.
Позднее в Новгороде складывается самобытная школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения. Творение новгородских живописцев – икона «Ангел златые власы» - облик ангела, чувствуется трепетная и красивая человеческая душа. На иконе «Спас Нерукотворный» (XII век), здесь Христос предстает грозным. В иконе «Успение Богородицы» в лицах апостолов запечатлена скорбь утраты.
Широкое распространение иконописной, фресковой живописи было характерно для Чернигова, Ростова, Суздаля.
В начале XIII века прославилась Ярославская школа иконописи. Особо известна икона «Ярославская Оранта», изображавшая богородицы, это мать-заступница, несущая людям помощь и сострадание.
Совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее – по камню. Деревянные резные украшения стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян.
Прекрасной резьбой славились утварь и посуда.
Украшения, шедевры создавали древнерусские ювелиры – золотых и серебряных дел мастера. Делали браслеты, серьги, подвески, пряжки, медальоны, отделывали золотом и серебром посуду, украшали оклады икон.
Составная часть искусства Руси – это музыкальное, певческое искусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается сказитель-певец Боян. Был талантливый певец Митуса в Галиче.
Существовал народный кукольный театр. Во время пиров присутствующих развлекали певцы, исполнители на струнных инструментах.
Важным элементом древнерусской культуры являлся фольклор – песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки, афоризмы.
Быт народа. Женщины принимали активное участие в управлении, хозяйстве. Известно немало женщин-деятельниц: княгиня Ольга, сестра Мономаха Анна (Янка), жена Андрея Боголюбского. Они сидели за столом наравне с мужчинами.
Любимыми забавами богатых людей были соколиная и псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, игрища.
Неотъемлемой частью древнерусского быта, особенно на Севере, являлась баня.
В княжеско-боярской среде в три года мальчика сажали на коня, в 12 лет молодых князей отправляли на управление городами.
Бояре и дружинники ходили в шелковых одеждах, в украшенных мехом и золотом плащах, в кожаных сапогах. Купцы – в льняных рубахах и шерстяных кафтанах, люди по беднее – в холщовых домотканых рубахах и портах.
Богатые женщины украшали себя золотыми и серебряными цепями, ожерельями из бисера, но были украшения и попроще, подешевле, сделанные из простого металла - меди, бронзы. Их носили небогатые люди. Женщины носили традиционную русскую одежду - сарафаны; голову накрывали убрусами (платками).
Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в скромных русских селах и деревнях. Там люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от "лихих" людей, а на юге - от кочевников, вновь и вновь отстраивали сожженные врагами жилища. Нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора. А зимними вечерами при свете лучин женщины пряли, мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, а с деревянных полатей, из дальних углов за ними с любопытством и интересом наблюдали глаза маленьких русичей, чья жизнь, полная таких же забот и тревог, была еще впереди.
|